Денормализация табачной индустрии
Табачная индустрия обладает колоссальными денежными ресурсами, которые она по всему миру использует для блокирования проведения в жизнь эффективных антитабачных мер.
Наконец, крайне важной является денормализация табачных компаний, минимизация их влияния на государственную политику в сфере табака. Основными инструментами для этого являются сведение к минимуму контактов государственных служащих и депутатов с табачной индустрией, если такие контакты необходимы, обеспечение максимальной открытости таких взаимодействий (оповещение общественности, допуск на мероприятие и т.д.).
В Преамбуле РКБТ ВОЗ указывается, что страны-Стороны признают: «…необходимость проявлять бдительность в отношении любых попыток табачной промышленности подорвать или свести на нет усилия по борьбе против табака и необходимость в осведомленности о деятельности табачной промышленности, которая оказывает негативное воздействие на усилия по борьбе против табака…».
Статья 5.3 РКБТ ВОЗ прямо обязывает страны-Стороны: «При разработке и осуществлении своей политики общественного здравоохранения по борьбе против табака Стороны действуют таким образом, чтобы защитить свою политику от воздействия коммерческих и других корпоративных интересов табачной промышленности в соответствии с национальным законодательством».
Статья 12 РКБТ ВОЗ «Просвещение, передача информации, подготовка и информирование населения» обязывает страны-участницы Конвенции:
«В этих целях каждая Сторона принимает и осуществляет эффективные законодательные, исполнительные, административные или иные меры, направленные на содействие: …(c) доступу населения, в соответствии с национальным законодательством, к самой разнообразной информации о табачной промышленности, относящейся к цели настоящей Конвенции»[1].
В Статье 1 РКБТ ВОЗ указывается: …«(e) “Табачная промышленность” означает всех тех, кто занимается изготовлением, оптовым распределением и импортом табачных изделий»[2].
По мнению специалистов по антитабачной работе, Статья 5.3 РКБТ ВОЗ должна включать другие объекты и персонал, которые работают на, или от имени табачной индустрии, такие, как оптовые дистрибьюторы, фронт-группы (передовые группы), розничные торговцы, табачные профсоюзы и индивиды, в том числе – работающие по найму, юристы, ученые, лоббисты и журналисты[3].
В связи с непрекращающимся вмешательством табачной индустрии в процесс формирования политики по борьбе против табака, на 3-й Конференции стран-сторон Конвенции, состоявшейся в ноябре 2008 г. в г. Дурбан, Южная Африка, были утверждены Руководящие указания по реализации Статьи 5.3 РКБТ ВОЗ[4], с целью предотвращения вмешательства табачной индустрии. Руководящие указания устанавливают 4 принципа: «1. Имеется фундаментальный и непримиримый конфликт между интересами табачной индустрии и интересами общественного здоровья; 2. Стороны, имея дело с табачной индустрией или теми, кто работает на продвижение ее интересов, должны быть ответственными и прозрачными; 3. Стороны должны требовать от табачной индустрии и тех, кто работает на продвижение ее интересов, функционировать и действовать ответственным и прозрачным образом; 4. Так как ее продукция является смертельной, табачная индустрия не должна получать стимулы по организации или ведению своего бизнеса»[5].
Страны-стороны РКБТ ВОЗ также утвердили следующие восемь указаний по данной проблеме:
«1. Повышать осознание вызывающей зависимость и вредной природы табачной продукции и вмешательства табачной индустрии в политику Сторон по борьбе против табака;
2. Учреждать меры по ограничению взаимодействий с табачной индустрией и обеспечению прозрачности тех взаимодействий, которые имеют место;
3. Отказываться от партнерства и не обязывающих или нереализуемых соглашений с табачной индустрией;
4. Избегать конфликта интересов для правительственных чиновников и работающих по найму;
5. Требовать, чтобы информация, предоставляемая табачной индустрией, была прозрачной и точной;
6. Денормализовать и, в максимальной возможной степени, регулировать деятельность, описываемую табачной индустрией как “социально ответственная”, включая, но не ограничиваясь деятельностью, описываемой как “корпоративная социальная ответственность”;
7. Не предоставлять преференций табачной индустрии;
8. Относиться к табачной индустрии, принадлежащей государству, так же, как к любой другой табачной индустрии»[6].
Табачный бизнес – главный переносчик табачной эпидемии в стране. Поэтому усилия по защите от табачной угрозы должны быть направлены и на противодействие иностранной табачной индустрии и ее союзникам. Основные инструменты – мониторинг деятельности, обеспечение прозрачности этой деятельности, и денормализация социально опасной табачной индустрии[7].
Денормализация «…сообщает обществу правду о роли табачной индустрии как переносчика болезни в развитии и поддержании табачной эпидемии, обращает вспять процесс нормализации табачной индустрии, который производители сигарет продвигали в течение десятилетий, показывает обществу, почему табачная индустрия не является нормальной или легитимной и не вписывается в нормы поведения легитимного бизнеса, является инструментом борьбы против присвоения табаку категории “наилучшая практика”, эффективна, о чем свидетельствует научная литература. Табачная индустрия ненавидит денормализацию»[8]. Действительно, и в России табачники призывают не превращать борьбу с табаком в борьбу с табачной промышленностью.
Денормализация позволяет разоблачить истинную сущность табачной индустрии и ее действий и включает:
«Борьбу с мифами в отношении табачной продукции (например, что легкие и мягкие сигареты безопаснее);
Привлечение внимания к размеру и воздействию рекламных бюджетов табачной индустрии и характеру их деятельности по продвижению своей продукции; Привлечение внимания к роли других индустрий и организаций в поддержке продвижения и продаж табака.
Денормализация может быть использована практически во всех стратегиях борьбы против табака, с целью разоблачения истинной природы табачной индустрии. Денормализация индустрии действует, потому что:
Меняет отношение общества в отношении законодательной реформы по борьбе с табаком и увеличивает общественную поддержку (регулирование табачной индустрии и ее продукции);
Противодействует “дезинформации” со стороны табачной индустрии;
Помогает взять под контроль подростковый “протест”;
Позволяет отойти от идеологии “обвинения жертвы” (т.е. курящих людей);
Дает новую перспективу для обсуждения табачной проблемы»[9].
Цель кампаний по денормализации табачной индустрии: указать на негативные черты табачной индустрии, включая приспособленческие, манипулятивные, лживые, нарушающие этику[10].
[1] Рамочная Конвенция по борьбе против табака. Женева. Всемирная организация здравоохранения, http://www.who.int/tobacco/framework/WHO_fctc_russian.pdf.
[2]Там же.
[3] Smoke-free partnership, http://www.smokefreepartnership.eu/Progress-in-addressing-tobacco.
[4] Полный текст Руководящих указаний размещен на сайте http://www.who.int/gb/fctc/.
[5]Smoke-free partnership, http://www.smokefreepartnership.eu/Progress-in-addressing-tobacco.
[6] Там же.
[7] За Родину, свободную от табака! Бюллетень гражданского общества по защите от табачной угрозы. Издание Российской ассоциации общественного здоровья при поддержкескоалиции лидеров гражданского общества «За Россию, свободную от табака!» Русского общества общественного здоровья. № 1, 2009; «Всем миром - против иностранного табачного паразита!» www.rpha.ru/bull1.pdf.
[8] Garfield Mahood. Tobacco industry denormalization. Denormalization plenary. Moncton – New Brunswick. www.nbatc.ca/documents/TID_GarMahood_PDF_001.pdf.
[9] См.: там же.
[10] Anne Lavack. Tobacco Industry Denormalization Campaigns: A Review and Evaluation. Winnipeg: University of Winnipeg? 2001 http://www.nsra-adnf.ca/cms/file/pdf/lavackpaper.pdf.